Статьи

Эйзенштейн и Древнерусская вышивка. Точки соприкосновения

Как думаете могли ли в фильме сняться настоящие сокровища Древнерусского лицевого шитья? В Советский период еще как!

Изобилует оригиналами вышивок фильм великого Сергея Михайловича Эйзенштейна «Иван Грозный», снятый в эвакуации во время войны, хоть он и не снимался в исторических интерьерах, для него специально строились декорации, фильм пестрит неподдельными шедеврами древнерусского искусства!

Более всего памятниками древнерусского шитья изобилует сцены смерти Анастасии Захарьиной-Юрьевой, первой жены Ивана Грозного.

В начале сцены крупным планом показана пленена XVI века «Богоматерь умиление». До 1926 года она хранилась в Можайско Лужецком монастыре. Сшитая из кусков, она подверглась множеству переделок, хотя предполагется, что изначально это средник хоругви (своего рода знамени, которое используют во время крестных ходов). В центральной части пелены объединены элементы иконографии Ярославской иконы Богоматери (положение левой руки Марии и пра вой руки младенца) и Корсунской иконы «Умиление», где Мария при держивает сына за плечи.
В правой части кадра мы с вами увидим еще один шедевр древнерусского шитья - плену Похвала Богоматери Вышитую в 1510-х гг. Великой княгиней Анной Волоцкой. Иконография сюжета прославляет Богородицу и чудо рождения Иисуса Христа. В основе иконографии лежат тексты пророчеств и торжественного песнопения, которые вышиты на свитках. Развёрнутая иконография пелены по составу персонажей и их расположению не имеет аналогий в русском искусстве. Сейчас уникальный памятник экспонируется в музее «Новый Иерусалим».
В этом же кадре представлен предмет с иконографией «Богоматерь Знамение», просмотрев доступные каталоги я, пока что, его не обнаружила, да и на второй день поисков устала, но не думаю, что с таким соседством здесь находится не настоящий памятник.

Вы можете удивиться, но далеко не все памятники древнерусской вышивки можно найти в электронных каталогах.

Скорую смерть царицы, символизируют два воздуха один с сюжетом «Положение во гроб»,, он расположен в изголовии ложа. Второй воздух отсылающих нас к скорой гибели , скрывается под двумя пеленами, которые мы уже обсудили, сюжет его все равно угадывается без труда, ведь это «Христос во гробе».

Воздух в изголовии относится к 18 веку, более всего знаменательна надпись на среднике: «Солнце померкло и луна в кровь предадеся и звёзды спадаеша»
Скрывающийся за двумя другими предметами воздух «Христос во гробе» иконография которого повторяет иконографию, сложившуюся в ма стерских царицы Ирины и Дмитрия Ивановича Годунова. Отличие в форме плата и рисунке гроба. Возможно, образцом для воздуха послужил воздух 1643 года из собрания Русского музея, вышитый в Воз несенском монастыре по повелению «княжны старицы Александры Го лицыной».
Из 6 памятников, которые четко видны в кадре, мы с вами можем спокойно атрибутировать еще один!
Уверена, что все шедевры расположившиеся в сундуке у изголовья царицы тоже являются оригинальными памятниками. И, представьте себе, это далеко не все исторические предметы, которые снялись в фильме! Что в целом меня шокирует, для ткани возраст которой 300-400 лет экстремальные условия съемочной площадки не самое лучшее испытание, но благодаря этому мы увидели на свет шедевр.
Чистякова Алина