Девичьих повязок с галуном и золотным шитьем на очелье, бытовавших в Вологодской и Архангельской губерниях, сохранилось много в собраниях разных музеев.
В сети Интернет можно найти фотографии с выставок, из музейных фондов или выставочных каталогов, где эти повязки надеты на манекен или выложены в витрине. Но надеты и выложены по-разному. Действительно ли все равно, где верх, а где низ у очелья, или же оно имеет только одно положение? Можно ли это определить и по каким признакам?
По одной единственной фотографии, тем более, если она мелкая или нечеткая, сложно судить о том, как было принято украшать очелья повязок. Кому-то вместо волнообразной полосы золотного шитья перевернутого очелья видится либо кружево, либо ажурная поднизь, и это сбивает с толку. А вот если просмотреть несколько вариантов таких повязок, то уже можно понять принцип и логику, по которым украшалось очелье, или, выражаясь простым языком, увидеть, что и в каком месте вышивалось и нашивалось. А именно: по центру очелья идет широкий галун (или широкая полоса золотного шитья), над ним и по бокам располагается орнаментальное золотное шитье.
Такая «рамочная конструкция» (или, как пишет Л. Н. Молотова, «двухярусное заполнение») и является отличительной особенностью этой группы вологодских повязок.
Поэтому:
1) галун внизу (ко лбу), вышивка вверху (тем более, что там могут быть изображения птиц!);
2) нижний край повязок всегда ровный, аверхний может быть слегка округлен;
если боковой узор изображает стилизованное древо, то оно может «расти» только в одном направлении – вверх, если так называемую «лягушку», то у нее тоже только одно положение, а если изображено что-то другое –– см. пункт 1);
И есть еще один маркер, позволяющий определить (или подтвердить), где верх, а где низ повязки. Это тесьма из бити, которая нашивалась по нижнему краю очелья. На вологодских девичьих повязках данного типа:
4) тесьма из бити всегда внизу.
И этот последний показатель особенно важен в случае, когда нет отдельных узоров по бокам очелья.
Поскольку такие повязки были праздничными, то их могли украшать еще и кружевом, которое, конечно же, пришивалось сверху. Здесь не спутаешь. Но в случае сомнений помогут все четыре вышеперечисленных пункта.
Но из любых правил есть исключения. Кружево может оказаться по обе стороны вдоль очелья. И это, скорее всего, свадебный вариант, когда сверху на повязку клали так называемый «кружок», обшитый кружевом, что делало головной убор переходным вариантом от девичьего (с открытом верхом) к женскому (с закрытым верхом).