Блог школы
Статьи

Конструктивные особенности плачеи

Как и обещала рассказываю! Это кончено не столь захватывающая информация, но это с какой стороны посмотреть.

С точки зрения конструктива, плачея головной убор примечательнейщий. Выполнял он обрядовую функцию в необычный для жизни девушки период: между девичеством и замужеством.

Носили его просватанные девушки, также он использовался в обряде «посидок» и «плача».

Часть исследований относит этот убор к копытообразным.

Основа его сделана из простёганного холста, она обхватывает голову обручем, а кверху расширяется, раскрываясь подобно цветку. Налобную часть украшения завершает треугольный мысик.

В плачее, находящейся в Государственном историческом музее присутствует донце, несмотря на свое девичье происхождение, убор закрытого типа.

В уборе из Сольвычегодского музея заповедника донце в атрибуции отсутствует. Однако историческое его отсутствие подтвердить сложно.

Разнятся мнения исследователей по этому поводу,

Т. Т. Иванова предполагает, что девичью плачею могли со временем превратить в женский праздничный головной убор — кокошник. Л.Н. Молотова допускала, что донышко к плачее могли подшивать с самого начала. Ведь плачея фигурирует в качестве переходной формы от девичьего головного убора к женскому.

Холстяная основа покрыта красной шерстяной тканью и обильно украшена кружевом, золотыми пайетками и цветным бисером: белым, жёлтым, зелёным, синим. Головной убор из ГИМ окаймляет поднизь — сетка из бисера. В ней сочетаются зелёный, жёлтый, синий и чёрный цвета. Нижние зёрна бисера в поднизи — бесцветные, прозрачные, напоминающие капли воды.

В головном уборе из Сольвычегодского музея заповеднике поднизь отсутствует, так как изначально убор был обнаружен в поврежденном состоянии в 1921 году экспедицией музея в деревне Монастырь Горковской волости (находящейся на верховьях реки Пинега) Сольвычегодского уезда Северо-Двинской губернии.

В центре налобной части можно увидеть выложенный бисером орнамент, напоминающий Древо жизни — символ торжества жизни над тлением. Он так же соответствует общей символике свадебного обряда. Донце абсолютно не выглядит чужеродным, ведь его украшает такой же бисерный узор, оно покрыто той же красной шерстяной тканью, что и основа головного убора, донышко идеально соответствует общему облику.

Для меня лично загадкой остается есть ли донце у Сольвычегодского головного убора. И конечно, каким образом формировалась столь чудесная сложная лекальная форма (это скорее задачка для меня как конструктора).
Чистякова Алина