Как уже стало ясно из предыдущей статьи, фильм «Иван Грозный» изобилует невероятными предметами, которые с трудом можно представить на съемочной площадке.
Но, что поделать, такое время, в 1941 году, в октябре с целью спасения, музейное собрание церковных тканей «Нового Иерусалима» было отправлено в Алма-Ату, где и проходили съемки фильма Сергея Эйзенштейна.
Разберем сцену венчания на царство Царя Иоанна Васильевича, пока что еще не ставшего «грозным».
На митрополите Макарии полное архиерейское облачение, соответсвенно чину. Саккос, большой омофор, палица, архиерейский посох с сулком (небольшой плат, прикрепляемый к рукояти архиерейского посоха для за щиты руки от холода), а также части которые мы не видим - епитрахиль, подризник, пояс и поручи. Все предметы облачения в церковной традиции несут определенную смысловую нагрузку.
По возможности буду о ней рассказывать.
Теперь перейдем к шедеврам, что мы лицезреем в кадре, и они не только на митрополите!
Разберем сцену венчания на царство Царя Иоанна Васильевича, пока что еще не ставшего «грозным».
На митрополите Макарии полное архиерейское облачение, соответсвенно чину. Саккос, большой омофор, палица, архиерейский посох с сулком (небольшой плат, прикрепляемый к рукояти архиерейского посоха для за щиты руки от холода), а также части которые мы не видим - епитрахиль, подризник, пояс и поручи. Все предметы облачения в церковной традиции несут определенную смысловую нагрузку.
По возможности буду о ней рассказывать.
Теперь перейдем к шедеврам, что мы лицезреем в кадре, и они не только на митрополите!
На Владыке Саккос с Андреем Первозванным XVII века
Саккос - одежда, напоминающая о багрянице Господа Иисуса Христа и означающая смирение перед Богом и покаяние.
Передняя и задняя половины саккоса, соединяемые петлями и звонцами, символически означают нераздельное и при этом не смешиваемое преемство во Христе священства Нового и Ветхого Заветов, а также двоякий характер служения епископа — Богу и людям. Особенно интересно, что данный памятник можно отнести как к орнаментальному, так и к лицевому шитью, к сожалению, искусность личного уступает орнаментальному, но кропотливость труда вышивальшиц в любом случае поражает воображение. Дабы не быть голословной более крупные детали для вас:
В кадре появляется еще один священнослужитель в фелони, оплечье которой расшито жемчугом.
Фелонь - верхнее богослужебное облачение священника без рукавов. Буквально переводится, как одежда всепокрывающая, т. е. длинная и покрывающая все тело, без рукавов или отверстий, их заменяющих, с одним лишь отверстием — для головы.
Оплечье фелони чаще всего богато украшали, здесь же мы увидим наше любимое жемчужное шитье, а именно «сажение по бели».
Фелонь XVII века, оплчеье из тёмно-красного бархата расшито жемчугом, низанным «в одну прядь». В основе орнамента — крупные овальные, заострённые кверху клейма с сильно стилизованным древовидным побегом в них. От клейм симметрично расходятся стебли с отростками и завитками. В кон турах шитья — витой жгутик из пряденых золотных нитей. А в узоре огромное количество воздуха и если вы хоть с небольшой выборкой памятников жемчужного шитья, ты обязательно это считаете.
Продолжаем кинопутешествие, в одном кадре сразу два шедевра, хотя почему это удивляет, весь фильм сплошные шедевры.
Продолжаем кинопутешествие, в одном кадре сразу два шедевра, хотя почему это удивляет, весь фильм сплошные шедевры.
В качестве подложки на подносе использован покровец из ризницы Саввы-Городецкого монастыря. Крест из трёх рядов крупного жемчуга. На каймах восемь крупных ве точек с шестью стилизованными овальными листочками на каждой. Веточки верхушками обращены к среднику, четыре из них упи раются в него.
Покровцы (греч. δισκοκάλυμμα) - матерчатые платы для священных сосудов, используемые за Божественной литургией.
Что интересно, на среднике видны следы от споротой нижней части горы. Я как всегда подозреваю в таких предметах «апсайкл» - использование частей различных предметов и их переделка, что крайне часто встречается в рамках изучения лицевого шитья, и наш следующий предмет как раз из таких!
Это же кадр, но в фокусе поручи:
Это же кадр, но в фокусе поручи:
Поручи, или нарукавники, символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.
Поручи скроены из когда-то длинной полосы шитья, на которой был исполнен Деисус и, возможно, несколько святых. На фото видно, что уже в конце XIX века они были сильно потёрты. Значительны утраты личного, вплоть до утраты камки фона. Однако даже с такими утратами шитьё отличается изяществом и выразительностью.
Шитьё личного исполнено по голубой камке шёлком песочного цвета «в раскол», по форме. Волосы тёмно-коричневые, у преподобного с седыми прядями. Под золотное шитьё подложены толстые льняные нити. Фон зашит пряденым серебром швом «клопчик». Одежды испол нены золотными нитями с серебряными деталями швами «ягодка», «ягодка двойная», «денежка с ягодкой» с очень тонкими прикрепами. Складки одежд прочерчены тонкими чёрными линиями. По абрису фигур проложена двойная льняная нить, возможно когда-то здесь была обнизь (линия жемчужного шитья подчеркивающая абрис фигур) - то есть был нашит жемчуг и выложена бель.
В кадре мы также видим небольшой кусочек Панагии, что-то мне подсказывает , что она тоже является аутентичным произведением. «Что такое Панагия?» - спросите вы, это «энколпион», отвечу я. Можно подумать, что я издеваюсь, но нет от греч. κόλπος (колпон) – живот, грудь, лоно) – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения
Даже в этой части я не полностью охватила все памятники и оригиналы присутствующие в прекрасном фильме Сергея Эйзенштейна, то и дело в разных кадрах мелькали знакомые мне вещи, и Вологодская Борушка и Нижегородская косынка - «головка», так что горячо рекомендую к просмотру фильм, вне зависимости от сферы ваших интересов, класс как как никак.
Шитьё личного исполнено по голубой камке шёлком песочного цвета «в раскол», по форме. Волосы тёмно-коричневые, у преподобного с седыми прядями. Под золотное шитьё подложены толстые льняные нити. Фон зашит пряденым серебром швом «клопчик». Одежды испол нены золотными нитями с серебряными деталями швами «ягодка», «ягодка двойная», «денежка с ягодкой» с очень тонкими прикрепами. Складки одежд прочерчены тонкими чёрными линиями. По абрису фигур проложена двойная льняная нить, возможно когда-то здесь была обнизь (линия жемчужного шитья подчеркивающая абрис фигур) - то есть был нашит жемчуг и выложена бель.
В кадре мы также видим небольшой кусочек Панагии, что-то мне подсказывает , что она тоже является аутентичным произведением. «Что такое Панагия?» - спросите вы, это «энколпион», отвечу я. Можно подумать, что я издеваюсь, но нет от греч. κόλπος (колпон) – живот, грудь, лоно) – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения
Даже в этой части я не полностью охватила все памятники и оригиналы присутствующие в прекрасном фильме Сергея Эйзенштейна, то и дело в разных кадрах мелькали знакомые мне вещи, и Вологодская Борушка и Нижегородская косынка - «головка», так что горячо рекомендую к просмотру фильм, вне зависимости от сферы ваших интересов, класс как как никак.